Дата публикации: 15.02.2023 10:30
Существует два вида тросов: негрузоподъемные модели и такелаж для грузоподъемных работ. Эти две группы отличаются друг от друга классом стали, особенностями свивки и другими параметрами. Если рассматривать только негрузоподъемную продукцию, то самыми востребованными можно считать модели DIN 3060 и DIN 3055. Но в этой статье речь пойдет не о классификации тросов, а о плетении огона на их основе.
Как сделать петлю на тросе четырьмя способами?
Вариант 1: Без дополнительной оснастки
Этот метод больше подходит для бытовых нужд, так как свитый по нему огон сможет выдерживать только небольшие нагрузки. Иногда этот способ применяется и для решения коммерческих задач, но тоже при условии ограниченных нагрузок на канат и использования тонких тросов.
Петля завязывается вручную без использования коуша и других приспособлений. Порядок плетения отображен на рисунке. Этот вариант очень популярен, потому что он не требует покупки дополнительных такелажных элементов и не зависит от знаний пользователя. Свить такой огон сможет любой человек.
Вариант 2: С применением зажима DIN 3093
Для реализации данного способа вам понадобится зажим из алюминия, сделанный с учетом требований DIN 3093. То есть стоимость создания петли немного возрастет, но и ее надежность тоже заметно увеличится.
Эти зажимы изготавливаются для канатов толщиной 1-28 мм. Их можно совмещать с коушами, чтобы повысить качество результата. При этом сам коуш надо подбирать под размеры зажима и втулки. Например, если толщина каната равна 12 мм, значит коуш и зажим должны быть с номером 12.
Если вы используете небольшие фиксаторы для бытовых задач, устанавливайте их пресс-клещами. При отсутствии этого инструмента можно воспользоваться молотком. В бизнес-процессах чаще всего используются крупные зажимы. Для их установки потребуется специальное оборудование для опрессовки.
Если на трос не предполагаются высокие нагрузки, достаточно будет одного фиксатора над петлей. Если же нужно создать более надежный огон, разместите 2 или 3 зажима друг за другом.
Фиксаторы DIN 3093 популярны в дизайнерской среде, так как они имеют эстетичный вид. С их помощью подвешивают светильники, домашнее оборудование и другие предметы интерьера.
Вариант 3: Зажимы «Слоник» + коуш
Этот способ очень прост в реализации, хотя и требует затрат на покупку такелажных элементов. Но свить петлю по такой методике сможет даже новичок. Для каждого огона потребуется 3 зажима DIN 741 и 1 коуш. Если этих зажимов нет, можно использовать фиксаторы DIN 1142. Коуш надо подбирать с номером, равным толщине троса. Также можно установить наконечник на канат, чтобы надежнее зафиксировать конструкцию.
После формирования петли устанавливаются зажимы. Они размещаются последовательно друг за другом, чтобы снизить нагрузку на огон. После установки фиксаторов нужно равномерно затянуть гайки до упора.
«Слоники» всегда монтируют по 3 штуки подряд, чтобы обеспечить прочность крепления. Но если петля не будет подвергаться нагрузкам, можно ограничиться одним зажимом.
Вариант 4: С применением фиксатора SIMPLEX или DUPLEX
Это надежный и экономичный вариант монтажа огона, он позволяет получить эстетически привлекательный вариант петли, поэтому часто используется в декоративных целях. Для его реализации необходимы зажимы Simplex или Duplex. Первые имеют один стягивающий винт, а вторые – два.
Одинарные фиксаторы изготавливаются из нержавейки и оцинкованной стали. Их подбирают по диаметру каната. Например, для троса толщиной 5 мм зажим должен быть с номером 5. На практике обычно используются фиксаторы на 2 и 6 мм. Их устанавливают гаечным ключом. Если ключа нет, можно затянуть винт плоскогубцами.
Двойной зажим Duplex применяется даже чаще, чем одинарный, так как он в два раза надежнее фиксирует огон. Здесь тоже надо подбирать размеры фиксатора под толщину каната. Если трос имеет диаметр 8 мм, значит и крепеж Duplex должен быть рассчитан на толщину 8 мм.
Из всех четырех способов только первый не подходит для бизнес-задач, так как созданная с его помощью петля не выдержит серьезных нагрузок. Оставшиеся три варианта можно использовать в такелажных работах, если грамотно подобрать толщину тросов и соответствующую ей оснастку.